«Модели и изображения Земли». Мы и окружающий мир. 1 класс Н.Я.Дмитриева, А.Н. Казаков.
Урок-поиск.
Цели:
- Познакомить с глобусом – моделью Земли, сформировать представление о полюсах, экваторе, материках, океанах.
- Развивать внимание, память, связную речь, расширять кругозор.
- Воспитывать интерес к предмету, желание самостоятельно добывать знания.
Оборудование:
- глобус;
- модели машин;
- модели домов, колодцев, крепости;
- модель самолёта;
- Презентация (см. Приложение 1).
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные действия |
1.Самоопределение к деятельности. | Включение в деловой ритм.Устное сообщение учителя. Учитель: Мы пришли сюда учиться, – Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Пусть хорошее настроение не покидает вас до конца нашего урока. - Как человек может узнать что-то новое?(Из книг, спросить у…, понаблюдать и с помощью интернета).
| Подготовка класса к работе. Уточнение детьми способов получения информации. | Личностные: самоопределение, регулятивные: целеполагание, коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителеми сверстниками. |
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. | 2.Планирование учебной деятельности. – Посмотрите на мой стол. Что вы здесь видите? (Модели машин, самолёта, домов, колодцев, крепости.) - А зачем людям нужна модель Земли? Слайд 1. 3. Актуализация опорных знаний – Наш урок необычный. Мы будем смотреть презентацию, наблюдать, сравнивать, узнавать новое, делать выводы. А начнём с загадки. Слайд 2. Он в безбрежном океане Слайд 3. – Зачем человеку самолёты? Какой самолёт вы здесь видите? Где он летит? – Попробуем выполнить задание. Оно поможет сделать вывод о том, что такое модель. Слайд 4. – Действительно, модель по форме напоминает настоящий объект, отличается от него только по размеру. Слайд 5.
| Наблюдают за предметами. Сравнивают форму и размер предметов и устанавливают сходства и различия. | Коммуникативные: планирование сотрудничества с учителеми сверстниками, познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков. |
3.Постановка учебной задачи. | Активизирует знания детей. Создаёт проблемную ситуацию.– А теперь ещё одна загадка. Моря есть – плавать нельзя, Можно ли карту считать моделью Земли? Слайд 6. Загадка про глобус. Является ли глобус моделью Земли? | Уточняют тему урока. | Регулятивные: целеполагание, коммуникативные: постановка вопросов, познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели, логические – формулирование проблемы. |
4.Построение проекта выхода из затруднения. |
– Какие слова помогли догадаться, что это глобус? Для чего нужен глобус? А что же такое глобус? Сравним ваш вывод с выводом на слайде. Слайд 7. – Какую же форму имеет наша Земля? Всегда ли люди это знали? Рассказ учителя: – Действительно, в древности у людей были иные представления о форме нашей планеты. Считалось, что Земля плоская, как блин, и лежит на трёх китах. А сверху над ней нависает небесный свод, по которому движутся звёзды, Солнце и другие планеты. Со временем представления людей изменились. Люди заметили, что до края Земли нельзя дойти. А кругосветное путешествие Фернана Магеллана убедило в этом окончательно. Слайд 8. – Магеллан со своими друзьями отправился в плавание на запад, а вернулся домой с востока. Вот и стали считать, что Земля – шар. А вообще в географии было много ошибок. Так ещё один мореплаватель Христофор Колумб хотел дойти морским путём до Индии, но идя не на юг, как делали другие, а на запад. В результате им была открыта Америка. _Как людив древности добывали знания?(Путешествовали.) Слайд 9. – В наши дни фотографии из космоса подтвердили предположения учёных о шарообразности Земли. Слайд 10. – Вот так выглядит наша планета из космоса. А кто первым увидел её такой? Слайд 11. 5. Физкультминутка – А сейчас отдохнём. Слайд 12.
| Определяют средства доказательства, что глобус – это модель Земли. Сравнение по форме, размеру и содержанию. | Регулятивные:планирование, прогнозирование, развитие волевой саморегуляции как способности к волевому усилию, умение ориентироваться в учебнике, слушать и отвечать на вопросы.Познавательные:моделирование, выдвижение гипотез и их обоснование.Коммуникативные:проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве. |
5. Первичное закрепление | Фиксирует затруднения при работе с глобусом. . - Предлагаю вам отправиться в путешествие вокруг Земли. Разделяю детей на группы по 5 человек У вас на столах названия того, что можно найти на глобусе. Распределите их в две группы - По какому признаку вы их разделили? (Суша и вода) – Что можно узнать о нашей Земле, глядя на глобус? – Назовите цвета глобуса. Что они обозначают? – Как вы думаете, почему большая часть глобуса раскрашена в синий цвет? – Кто из вас сможет дать название самому холодному океану? Найдите его на глобусе. – А самый тёплый океан? Покажите. – Назовите и покажите самый большой океан. – Какой океан мы не назвали? Покажите его на глобусе. – Что показано на глобусе другими цветами? Да, это суша. Она делится на 6 материков. _Назовите самый большой материк. – А кто из вас знает, на каком материке мы с вами живём? Покажите Евразию. Что можно сказать про этот материк? – А какой материк самый маленький? – Как вы думаете, а какой самый холодный? Почему? - Какой материк похож на подошву? – А что ещё можно сказать про Африку? -Какие ещё два материка не назвали? Что общего в их названиях?
| Пытаются прийти к общему мнению о делении объектов на группы. Делятся своими знаниями друг с другом. Делают вывод о необходимости обратиться к учебнику или понаблюдать за обозначениями на глобусе. Делают вывод, что глядя на глобус можно узнать, что наша Земля круглая, что с помощью цвета на глобусе можно различить материки и океаны.
| Регулятивные: коррекция.Познавательные:выделение нужной информации, рассматривание,сравнение, обобщение, умение различать изученные объекты по названным признакам. |
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | -Получите удостоверения путешественников. Чтение текста по учебнику (Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков. Мы и окружающий мир. 1класс – стр. 32, 33) Беседа по вопросам учебника (стр.33) – Что же можно показать на глобусе? Слайд 13. – Сколько океанов на Земле? Назовите их. Слайд 14. – Какие материки вы запомнили? Сколько их? Слайд 15.
| Выписывают из учебника названия материков и океанов. Пытаются найти на глобусе новые географические названия (экватор, полюс, Россию, Москву). Объясняют, почему меняется день и ночь. (Материал с.10 учебника) | Регулятивные:коррекция и осознание того, что уже усвоено того, что ещё подлежит узвоению, осознание качества и уровня усвоения. Личностные:формированиеучебно-познавательного интереса к предмету. |
7. Рефлексия деятельности. | – Что нового узнали на уроке? Что понравилось? О чём хотели бы рассказать родителям? Слайд 16. – Вы сегодня замечательно потрудились. Молодцы! к: Есть одна планета – сад
| Осуществляют оценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. | Коммуникативные:умение выражать свои мысли и чувства. Познавательные:умение фиксировать информацию с помощью наблюдения. Личностные:умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. |