Эльгорт Виктория Алексеевна, 39 лет,

учитель начальных классов МОУ "Гимназия №5"

1989-1993-кафедра начального обучения СГПИ им. К.А. Федина

1993-1994-учитель начальных классов в МОУ "СОШ №21"

1995-1998- воспитатель ГПД МОУ "Гимназия №5"

1998-2012-учитель начальных классов в МОУ "Гимназия №5"

 «Модели и изображения Земли». Мы и окружающий мир. 1 класс Н.Я.Дмитриева, А.Н. Казаков.

Урок-поиск.index.html

 

Цели:

  • Познакомить с глобусом – моделью Земли, сформировать представление о полюсах, экваторе, материках, океанах.
  • Развивать внимание, память, связную речь, расширять кругозор.
  • Воспитывать интерес к предмету, желание самостоятельно добывать знания.

Оборудование:

  • глобус;
  • модели машин;
  • модели домов, колодцев, крепости;
  • модель самолёта;
  • Презентация (см. Приложение 1).

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные действия

1.Самоопределение к деятельности.

Включение в деловой ритм.Устное сообщение учителя.

Учитель:

Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Будем-будем успевать,
Всё, что надо, изучать.

– Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Пусть хорошее настроение не покидает вас до конца нашего урока.

- Как человек может узнать что-то новое?(Из книг, спросить у…, понаблюдать и с помощью интернета).

 

Подготовка класса к работе.

Уточнение детьми способов получения информации.

Личностные: самоопределение, регулятивные: целеполагание, коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителеми сверстниками.

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

2.Планирование учебной деятельности.

– Посмотрите на мой стол. Что вы здесь видите? (Модели машин, самолёта, домов, колодцев, крепости.)
– Это модели. А зачем людям нужны модели?
– А как вы думаете, есть ли модель у нашей планеты Земля?

- А зачем людям нужна модель Земли?
– Вот об этом мы и поговорим сегодня на уроке.

Слайд 1.

3. Актуализация опорных знаний

– Наш урок необычный. Мы будем смотреть презентацию, наблюдать, сравнивать, узнавать новое, делать выводы. А начнём с загадки.

Слайд 2.

Он в безбрежном океане
Туч касается крылом.
Развернётся над лугами,
Отливает серебром. (Самолёт.)

Слайд 3.

– Зачем человеку самолёты? Какой самолёт вы здесь видите? Где он летит?
– Это модель или настоящий самолёт? Можем ли считать, что в классе такой же самолёт? (Нет.Размер меньше, форма другая.

– Попробуем выполнить задание. Оно поможет сделать вывод о том, что такое модель.

Слайд 4.

– Действительно, модель по форме напоминает настоящий объект, отличается от него только по размеру.
– Попробуйте сделать вывод. Что такое модель? Сравним ваш вывод с предложенным на слайде.

Слайд 5.

 

Наблюдают за предметами. Сравнивают форму и размер предметов и устанавливают сходства и различия.

Коммуникативные: планирование сотрудничества с учителеми сверстниками, познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков.

3.Постановка учебной задачи.

Активизирует знания детей. Создаёт проблемную ситуацию.– А теперь ещё одна загадка.

Моря есть – плавать нельзя,
Дороги есть – ехать нельзя,
Земля есть – пахать нельзя.

Можно ли карту считать моделью Земли?

Слайд 6. Загадка про глобус.

Является ли глобус моделью Земли?

Уточняют тему урока.

Регулятивные: целеполагание, коммуникативные: постановка вопросов, познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели, логические – формулирование проблемы.

4.Построение проекта выхода из затруднения.

 

– Какие слова помогли догадаться, что это глобус? Для чего нужен глобус? А что же такое глобус? Сравним ваш вывод с выводом на слайде.

Слайд 7.

– Какую же форму имеет наша Земля? Всегда ли люди это знали?

Рассказ учителя:

– Действительно, в древности у людей были иные представления о форме нашей планеты. Считалось, что Земля плоская, как блин, и лежит на трёх китах. А сверху над ней нависает небесный свод, по которому движутся звёзды, Солнце и другие планеты. Со временем представления людей изменились. Люди заметили, что до края Земли нельзя дойти. А кругосветное путешествие Фернана Магеллана убедило в этом окончательно.

Слайд 8.

– Магеллан со своими друзьями отправился в плавание на запад, а вернулся домой с востока. Вот и стали считать, что Земля – шар. А вообще в географии было много ошибок. Так ещё один мореплаватель Христофор Колумб хотел дойти морским путём до Индии, но идя не на юг, как делали другие, а на запад. В результате им была открыта Америка.

_Как людив древности добывали знания?(Путешествовали.)

Слайд 9.

– В наши дни фотографии из космоса подтвердили предположения учёных о шарообразности Земли.

Слайд 10.

– Вот так выглядит наша планета из космоса. А кто первым увидел её такой?

Слайд 11.

5. Физкультминутка

– А сейчас отдохнём.

Слайд 12.

 

Определяют средства доказательства, что глобус – это модель Земли. Сравнение по форме, размеру и содержанию.

Регулятивные:планирование, прогнозирование, развитие волевой саморегуляции как способности к волевому усилию, умение ориентироваться в учебнике, слушать и отвечать на вопросы.Познавательные:моделирование, выдвижение гипотез и их обоснование.Коммуникативные:проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве.

5. Первичное закрепление

Фиксирует затруднения при работе с глобусом.

. - Предлагаю вам отправиться в путешествие вокруг Земли.

Разделяю детей на группы по 5 человек

У вас на столах названия того, что можно найти на глобусе. Распределите их в две группы

- По какому признаку вы их разделили? (Суша и вода)

– Что можно узнать о нашей Земле, глядя на глобус?

– Назовите цвета глобуса. Что они обозначают?

– Как вы думаете, почему большая часть глобуса раскрашена в синий цвет?

– Кто из вас сможет дать название самому холодному океану? Найдите его на глобусе.

– А самый тёплый океан? Покажите.

– Назовите и покажите самый большой океан.

– Какой океан мы не назвали? Покажите его на глобусе.

– Что показано на глобусе другими цветами? Да, это суша. Она делится на 6 материков.

_Назовите самый большой материк.

– А кто из вас знает, на каком материке мы с вами живём? Покажите Евразию. Что можно сказать про этот материк?

– А какой материк самый маленький?

– Как вы думаете, а какой самый холодный? Почему?

- Какой материк похож на подошву?

– А что ещё можно сказать про Африку?

-Какие ещё два материка не назвали? Что общего в их названиях?

 

 

Пытаются прийти к общему мнению о делении объектов на группы. Делятся своими знаниями друг с другом.

Делают вывод о необходимости обратиться к учебнику или понаблюдать за обозначениями на глобусе.

Делают вывод, что глядя на глобус можно узнать, что наша Земля круглая, что с помощью цвета  на глобусе можно различить  материки и океаны.

 

Регулятивные: коррекция.Познавательные:выделение нужной информации, рассматривание,сравнение, обобщение, умение различать изученные объекты по названным признакам.

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

-Получите удостоверения путешественников.

Чтение текста по учебнику (Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков. Мы и окружающий мир. 1класс – стр. 32, 33)

Беседа по вопросам учебника (стр.33)

– Что же можно показать на глобусе?

Слайд 13.

– Сколько океанов на Земле? Назовите их.

Слайд 14.

– Какие материки вы запомнили? Сколько их?

Слайд 15.

 

Выписывают из учебника названия материков и океанов.

Пытаются найти на глобусе новые географические названия (экватор, полюс, Россию, Москву).

Объясняют, почему меняется день и ночь. (Материал с.10 учебника)

Регулятивные:коррекция и осознание того, что уже усвоено того, что ещё подлежит узвоению, осознание качества и уровня усвоения. Личностные:формированиеучебно-познавательного интереса к предмету.

7. Рефлексия деятельности.

– Что нового узнали на уроке? Что понравилось? О чём хотели бы рассказать родителям?

Слайд 16.

– Вы сегодня замечательно потрудились. Молодцы!

Ученик:

Есть одна планета – сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц, скликая перелетных.Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зеленой.
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно. (Я. Аким)Слайд 17.

 

Осуществляют оценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Коммуникативные:умение выражать свои мысли и чувства. Познавательные:умение фиксировать информацию с помощью наблюдения. Личностные:умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

 

 

© barbiya08mailru2012

Бесплатный хостинг uCoz