«Модели и изображения Земли». Мы и окружающий мир. 1 класс Н.Я.Дмитриева, А.Н. Казаков.
Урок-поиск.index.html
Цели:
- Познакомить с глобусом – моделью Земли, сформировать представление о полюсах, экваторе, материках, океанах.
- Развивать внимание, память, связную речь, расширять кругозор.
- Воспитывать интерес к предмету, желание самостоятельно добывать знания.
Оборудование:
- глобус;
- модели машин;
- модели домов, колодцев, крепости;
- модель самолёта;
- Презентация (см. Приложение 1).
Этап
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
Универсальные действия
|
1.Самоопределение к деятельности.
|
Включение в деловой ритм.Устное сообщение учителя.
Учитель:
Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Будем-будем успевать, Всё, что надо, изучать.
– Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Пусть хорошее настроение не покидает вас до конца нашего урока.
- Как человек может узнать что-то новое?(Из книг, спросить у…, понаблюдать и с помощью интернета).
|
Подготовка класса к работе.
Уточнение детьми способов получения информации.
|
Личностные: самоопределение, регулятивные: целеполагание, коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителеми сверстниками.
|
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
|
2.Планирование учебной деятельности.
– Посмотрите на мой стол. Что вы здесь видите? (Модели машин, самолёта, домов, колодцев, крепости.) – Это модели. А зачем людям нужны модели? – А как вы думаете, есть ли модель у нашей планеты Земля?
- А зачем людям нужна модель Земли? – Вот об этом мы и поговорим сегодня на уроке.
Слайд 1.
3. Актуализация опорных знаний
– Наш урок необычный. Мы будем смотреть презентацию, наблюдать, сравнивать, узнавать новое, делать выводы. А начнём с загадки.
Слайд 2.
Он в безбрежном океане Туч касается крылом. Развернётся над лугами, Отливает серебром. (Самолёт.)
Слайд 3.
– Зачем человеку самолёты? Какой самолёт вы здесь видите? Где он летит? – Это модель или настоящий самолёт? Можем ли считать, что в классе такой же самолёт? (Нет.Размер меньше, форма другая.
– Попробуем выполнить задание. Оно поможет сделать вывод о том, что такое модель.
Слайд 4.
– Действительно, модель по форме напоминает настоящий объект, отличается от него только по размеру. – Попробуйте сделать вывод. Что такое модель? Сравним ваш вывод с предложенным на слайде.
Слайд 5.
|
Наблюдают за предметами. Сравнивают форму и размер предметов и устанавливают сходства и различия.
|
Коммуникативные: планирование сотрудничества с учителеми сверстниками, познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков.
|
3.Постановка учебной задачи.
|
Активизирует знания детей. Создаёт проблемную ситуацию.– А теперь ещё одна загадка.
Моря есть – плавать нельзя, Дороги есть – ехать нельзя, Земля есть – пахать нельзя.
Можно ли карту считать моделью Земли?
Слайд 6. Загадка про глобус.
Является ли глобус моделью Земли?
|
Уточняют тему урока.
|
Регулятивные: целеполагание, коммуникативные: постановка вопросов, познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели, логические – формулирование проблемы.
|
4.Построение проекта выхода из затруднения.
|
– Какие слова помогли догадаться, что это глобус? Для чего нужен глобус? А что же такое глобус? Сравним ваш вывод с выводом на слайде.
Слайд 7.
– Какую же форму имеет наша Земля? Всегда ли люди это знали?
Рассказ учителя:
– Действительно, в древности у людей были иные представления о форме нашей планеты. Считалось, что Земля плоская, как блин, и лежит на трёх китах. А сверху над ней нависает небесный свод, по которому движутся звёзды, Солнце и другие планеты. Со временем представления людей изменились. Люди заметили, что до края Земли нельзя дойти. А кругосветное путешествие Фернана Магеллана убедило в этом окончательно.
Слайд 8.
– Магеллан со своими друзьями отправился в плавание на запад, а вернулся домой с востока. Вот и стали считать, что Земля – шар. А вообще в географии было много ошибок. Так ещё один мореплаватель Христофор Колумб хотел дойти морским путём до Индии, но идя не на юг, как делали другие, а на запад. В результате им была открыта Америка.
_Как людив древности добывали знания?(Путешествовали.)
Слайд 9.
– В наши дни фотографии из космоса подтвердили предположения учёных о шарообразности Земли.
Слайд 10.
– Вот так выглядит наша планета из космоса. А кто первым увидел её такой?
Слайд 11.
5. Физкультминутка
– А сейчас отдохнём.
Слайд 12.
|
Определяют средства доказательства, что глобус – это модель Земли. Сравнение по форме, размеру и содержанию.
|
Регулятивные:планирование, прогнозирование, развитие волевой саморегуляции как способности к волевому усилию, умение ориентироваться в учебнике, слушать и отвечать на вопросы.Познавательные:моделирование, выдвижение гипотез и их обоснование.Коммуникативные:проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве.
|
5. Первичное закрепление
|
Фиксирует затруднения при работе с глобусом.
. - Предлагаю вам отправиться в путешествие вокруг Земли.
Разделяю детей на группы по 5 человек
У вас на столах названия того, что можно найти на глобусе. Распределите их в две группы
- По какому признаку вы их разделили? (Суша и вода)
– Что можно узнать о нашей Земле, глядя на глобус?
– Назовите цвета глобуса. Что они обозначают?
– Как вы думаете, почему большая часть глобуса раскрашена в синий цвет?
– Кто из вас сможет дать название самому холодному океану? Найдите его на глобусе.
– А самый тёплый океан? Покажите.
– Назовите и покажите самый большой океан.
– Какой океан мы не назвали? Покажите его на глобусе.
– Что показано на глобусе другими цветами? Да, это суша. Она делится на 6 материков.
_Назовите самый большой материк.
– А кто из вас знает, на каком материке мы с вами живём? Покажите Евразию. Что можно сказать про этот материк?
– А какой материк самый маленький?
– Как вы думаете, а какой самый холодный? Почему?
- Какой материк похож на подошву?
– А что ещё можно сказать про Африку?
-Какие ещё два материка не назвали? Что общего в их названиях?
|
Пытаются прийти к общему мнению о делении объектов на группы. Делятся своими знаниями друг с другом.
Делают вывод о необходимости обратиться к учебнику или понаблюдать за обозначениями на глобусе.
Делают вывод, что глядя на глобус можно узнать, что наша Земля круглая, что с помощью цвета на глобусе можно различить материки и океаны.
|
Регулятивные: коррекция.Познавательные:выделение нужной информации, рассматривание,сравнение, обобщение, умение различать изученные объекты по названным признакам.
|
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
|
-Получите удостоверения путешественников.
Чтение текста по учебнику (Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков. Мы и окружающий мир. 1класс – стр. 32, 33)
Беседа по вопросам учебника (стр.33)
– Что же можно показать на глобусе?
Слайд 13.
– Сколько океанов на Земле? Назовите их.
Слайд 14.
– Какие материки вы запомнили? Сколько их?
Слайд 15.
|
Выписывают из учебника названия материков и океанов.
Пытаются найти на глобусе новые географические названия (экватор, полюс, Россию, Москву).
Объясняют, почему меняется день и ночь. (Материал с.10 учебника)
|
Регулятивные:коррекция и осознание того, что уже усвоено того, что ещё подлежит узвоению, осознание качества и уровня усвоения. Личностные:формированиеучебно-познавательного интереса к предмету.
|
7. Рефлексия деятельности.
|
– Что нового узнали на уроке? Что понравилось? О чём хотели бы рассказать родителям?
Слайд 16.
– Вы сегодня замечательно потрудились. Молодцы!
Ученик:
Есть одна планета – сад В этом космосе холодном. Только здесь леса шумят, Птиц, скликая перелетных.Лишь на ней одной увидишь Ландыши в траве зеленой. И стрекозы только тут В речку смотрят удивленно. (Я. Аким)Слайд 17.
|
Осуществляют оценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.
|
Коммуникативные:умение выражать свои мысли и чувства. Познавательные:умение фиксировать информацию с помощью наблюдения. Личностные:умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
|
|
|
|