Эльгорт Виктория Алексеевна, 39 лет,

учитель начальных классов МОУ "Гимназия №5"

1989-1993-кафедра начального обучения СГПИ им. К.А. Федина

1993-1994-учитель начальных классов в МОУ "СОШ №21"

1995-1998- воспитатель ГПД МОУ "Гимназия №5"

1998-2012-учитель начальных классов в МОУ "Гимназия №5"

 

Пояснительная     записка

Рабочая программа политературному чтению для второго класса разработана на основе примернойобразовательной программы по литературному чтению, основной образовательнойпрограммы школы, требований ФГОС общего образования для начальной школы.  Курс реализуется в рамках УМК « Системаобщего развития Л.В. Занкова» по программе, разработанной В.Ю.Свиридовой(2011), утвержденной МО РФ.   Учтенымежпредметные и внутрипредметные  связи,  логика учебного процесса по литературномучтению.

В основе данногокурса лежит единый методологический подход – изучение литературы как искусства.Предмет литературы рассматривается с точки зрения его специфики –художественной образности.

Логика изложения исодержания  авторской программы полностьюсоответствуют ФГОС, поэтому в программу не внесено никаких изменений, при этомучтено, что учебные темы, которые не входят в образовательный минимумсодержания основных образовательных программ, отнесены к элементамдополнительного (необязательного) содержания.

Количество часов вгод-  140 ( 4 часа в неделю, 35 учебныхнедель)

Учебно-методическоесопровождение:

В.Ю.Свиридова«Литературное чтение», учебник  для 2класс.

В.Ю.Свиридова«Хрестоматия по литературному чтению», 2 класс.

С.В. Самыкина Рабочаятетрадь «Литературное чтение « в двух частях.

       Целькурса:

воспитаниекомпетентного читателя, который имеет сформированную духовную потребность вкниге как средстве познания мира и самого себя, а так же развитую способность ктворческой деятельности.

 

Задачикурса:

Ø Расширениепредставлений детей об окружающем мире и внутреннем мире человека, человеческихотношениях, духовно-нравственных и эстетических ценностях;

Ø Развитиеотношения к литературе как явлению национальной и мировой культуры;

Ø Созданиеусловий для постижения школьниками многоплановости словесного художественногообраза;

Ø Развитееречевых навыков школьников, связанных с процессами: восприятия, интерпретации,анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов,собственного творчества.

 

 

Планируемыерезультаты

 

ЛичностныеУУД

У обучающегося будутсформированы:

 

·        Положительноеотношение к школе;

·        Интереск содержанию доступных художественных произведений;

·        Умениевыделять поступок как проявление характера героя;

·        Эмоциональноеотношение к поступкам героев доступных данному возрасту литературныхпроизведений;

·        Чувствадоброжелательности, доверия, внимательности, готовности к сотрудничеству идружбе;

·        Пониманиезначения чтения для себя и в жизни близких ребенку людей;

·        Умениесопоставлять поступки людей с поступками героев литературных произведений;

·        Общеепредставление о мире некоторых профессий.

 

 

Обучающийсяполучит возможность для формирования:

 

·        Интересак школьному содержанию занятий;

·        Интересак слову, родному языку;

·        Первоначальнойосновы эмоционального сопереживания прочитанному или услышанномухудожественному тексту;

·        Уменияпередавать свое эмоциональное отношение к произведению;

·        Начальныхпредставлений о культурных традициях своего народа;

·        Чувстваответственности за мир животных;

·        Понятийо дружбе и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

 

 

Регулятивные УУД

Обучающийсянаучится:

 

·        Приниматьалгоритм выполнения учебной задачи;

·        Участвоватьв обсуждении плана выполнения заданий;

·        Ориентироватьсяв принятой системе учебных знаков;

·        Выполнятьучебные действия в устной речи и оценивать их;

·        Оцениватьрезультаты работы, организовывать самопроверку;

·        Менятьпозиции слушателя, читателя, зрителя в зависимости от учебной задачи.

 

Обучающийсяполучит возможность научиться:

 

 

 

·        Работатьв соответствии с алгоритмом, планировать и контролировать этапы своей работы;

·        Корректироватьвыполнение задания на основе понимания его смысла;

·        Соотноситвнешнюю оценку и самооценку;

·        Самостоятельноработать с учебником и хрестоматией во внеурочное время;

·        Осуществлятьсамоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала.

 

 

Познавательные УУД

Обучающийсянаучится:

 

·        Читатьтексты, понимать фактическое содержание текста, выделять в нем основные части;

·        Сравниватьхудожественный и научно-популярный текст;

·        Обобщатьи классифицировать учебный материал;

·        Находитьв тексте ответ на заданный вопрос;

·        Напервоначальном уровне анализировать доступные художественные тексты;

·        Ориентироватьсяв содержании учебника;

·         Пользоваться словарями учебника, материаломхрестоматии.

 

 

Обучающийсяполучит возможность научиться:

 

·        Пониматьинформацию, заложенную в выразительных средствах произведения;

·        Осознаватьроль названия произведения;

·        Пониматьсмысл незнакомых слов из контекста в процессе чтения и обсуждения;

·        Видетьотличия народного и авторского текста;

·        Подбиратьсинонимы и антонимы к словам из текста;

·        Подбиратьслова-определения для характеристики героев;

·        Проводитьаналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;

·        Сочинятьнебольшие тексты на заданную тему.

 

Коммуникативные УУД

Обучающийсянаучится:

 

·        Реализовыватьпотребность в общении со сверстниками;

·        Проявлятьинтерес к общению  групповой работе;

·        Адекватновоспринимать содержание высказываний собеседника;

·        Уважатьмнение собеседников;

·        Участвоватьв выразительном чтении по ролям;

·        Следитьза действиями других участников  впроцессе коллективной творческой деятельности;

·        Действоватьв соответствии с коммуникативной ситуацией.

 

Обучающийсяполучит возможность научиться:

 

·        Корректироватьдействия участников коллективной творческой деятельности;

·        Ориентироватьсяв нравственном содержании понятий: дружба, дружеские отношения, семейныеотношения, близкие родственники;

·        Пониматьи учитывать коммуникативную позицию взрослых собеседников;

·        Пониматьконтекстную речь взрослых;

·        Высказыватьоценочные суждения, рассуждать, доказывать свою позицию.

 

 

Предметные результаты

Виды речевой и читательскойдеятельности

 

Обучающийсянаучится:

 

·        Читатьцелыми словами вслух и про себя в удобном для него темпе; понимать содержаниетекста, находить в тексте отрывки по заданию;

·        Читатьнаизусть стихотворения разных авторов;

·        Эмоциональновоспринимать произведения разных жанров и видов;

·        Называтьзаглавия и рассказывать содержание произведений любимого автора;

·        Выделятьглавную мысль прочитанного произведения; пересказывать текст, формулироватьнесложные выводы;

·        Строитьвысказывание по образцу;

·        Отвечатьна вопросы по содержанию картины художника, соотносить его с содержаниемтекста;

·        Находитьв тексте с помощью учителя простые средства изображения и выражения чувствгероя;

·        Пониматьсредства авторской оценки героя;

·        Оцениватьлитературного героя по его поступкам;

·        Составлятьописание природы, предметов.

 

Обучающийсяполучит возможность научиться:

 

·        Отличатьискусство от науки;

·        Представлятьсходство и различие литературы и других видов искусства;

·        Определятьтему произведения;

·        Пересказыватьтекст подробно и выборочно;

·        Сочинятьустные рассказы и небольшие тексты на заданную тему;

·        Осознаватьособенности интерпретации литературных произведений в театре и кино;

·        Восприниматьпоэзию как особый взгляд на мир;

·        Осознаватьналичие художественного вымысла в произведении;

·        Узнаватьтрадиционные выразительные средства фольклора;

·        Определятьтональность и характер произведения.

 

 

Круг детского чтения

Обучающийсянаучится:

 

·        Ориентироватьсяв книге по оглавлению, находить форзац, главы учебника;

·        Выделятьосновную тему произведений, использовать понятия: сюжет, герои, персонажи,образ, эпизод, репродукция, эпиграф;

·        Ориентироватьсяв заданиях учебника по значкам;

·        Пользоватьсясловарем учебника и справочной литературой;

·        Дополнительнознакомиться с произведениям в хрестоматии;

·        Представлятьтематическое разнообразие литературы разных времен и народов.

Обучающийсяполучит возможность научиться:

 

 

·        Различатьтематику книг;

·        Ориентироватьсяв мире детской литературы;

·        Определятьособенности произведений зарубежной литературы;

·        Рассказыватьо прочитанных самостоятельно произведениях;

·        Ориентироватьсяв публичной библиотеке;

·        Называтьодно периодическое детское литературно-художественное издание.

 

Литературоведческая пропедевтика

Обучающийсянаучится:

 

·        Различатьдиалогический и монологический характер произведения;

·        Различатьособенности построения малых фольклорных жанров;

·        Узнаватьособенности народной сказки;

·        Пониматьособенности жанра рассказа;

·        Различатьжанры авторской прозы;

·        Пересказыватьсюжет, находить элементы сюжета;

·        Узнаватьизобразительно-выразительные средства литературного языка;

·        Различатьвиды рифмовки, придумывать точную рифму.

 

Обучающийсяполучит возможность научиться:

 

·        Восприниматьи оценивать эмоциональный тон художественного текста;

·        Пониматьюмор. Насмешку, иронию;

·        Различатьточку зрения героя и автора на событие;

·        Анализироватьсистему героев и событий произведения;

·        Пользоватьсявыразительными средствами при рассказе о героях и событиях;

·        Находитьнеточные рифмы;

·        Восприниматьизобразительные возможности ритма.

 

 

Творческая деятельность учащихся

Обучающийсянаучится:

 

·        Восприниматьэмоциональное содержание художественных текстов;

·        Выразительночитать по ролям;

·        Придумыватьточную рифму;

·        Сочинятьустное рассуждение на свободную тему;

·        Подбирать,создавать иллюстрации к произведению;

·        Озаглавливатьпроизведение и его части.

 

Обучающийсяполучит возможность научиться:

 

·        Осознанноиспользовать при выразительном чтении паузы, логические ударения,  выбирать темп речи;

·        Подбиратьточное и выразительное слово в соответствии с задачей высказывания;

·        Пересказыватьнебольшие тексты с творческой задачей;

·        Сочинятьустные тексты на заданную тему, передавая собственное отношение кизображаемому;

·        Сочинятьустно и письменно произведения разных жанров по образцу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическоепланирование

 

 

Тема урока

К-во часов

Основные виды учебной деятельности

Результаты образования

Домашнее задание

Дата проведения

 

 

 

 

 

Предметные

Метапредметные

Личностные

план

факт

 

Вступление, или детективное начало. 11 часов

 

1

Знакомство с учебником

1

Характеризовать книгу. Анализировать и характеризовать иллюстрации. Воспринимать текст вступительной статьи. Пользоваться словарем учебника. Создавать небольшое монологическое высказывание; участвовать в диалоге

Должны понимать значимость композиционной организации и художественного языка литературного текста (рассказа и стихотворения) как средств художественной выразительности, способов создания эмоционального настроения, характеристики внутреннего мира лирического героя; сравнивать содержательность повтора; особенности ритмического рисунка в стихотворении.

Уметь чувствовать не только сюжетную сторону текста, но и  ту эмоциональную атмосферу; которая в нём создаётся;  сравнивать характеры двух героев – рассказа В. Драгунского и стихотворения И.Токмаковой

Регулятивные: Принимать алгоритм выполнения учебной задачи;

Участвовать в обсуждении плана выполнения заданий;

Ориентироваться в принятой системе учебных знаков;

Выполнять учебные действия в устной речи и оценивать их;

Оценивать результаты работы, организовывать самопроверку;

Менять позиции слушателя, читателя, зрителя в зависимости от учебной задачи.

Познавательные: Читать тексты, понимать фактическое содержание текста, выделять в нем основные части;

Сравнивать художественный и научно-популярный текст;

Обобщать и классифицировать учебный материал;

Находить в тексте ответ на заданный вопрос;

На первоначальном уровне анализировать доступные художественные тексты;

Ориентироваться в содержании учебника.

Коммуникативные:

Реализовывать потребность в общении со сверстниками;

Проявлять интерес к общению  групповой работе;

Адекватно воспринимать содержание высказываний собеседника;

Уважать мнение собеседников;

Участвовать в выразительном чтении по ролям;

Следить за действиями других участников  в процессе коллективной творческой деятельности;

Действовать в соответствии с коммуникативной ситуацией.

 

 

 

Положительное отношение к школе;

Интерес к содержанию доступных художественных произведений;

Умение выделять поступок как проявление характера героя;

Эмоциональное отношение к поступкам героев доступных данному возрасту литературных произведений

С. 6,
задание 1

 

 

 

2

Характер литературного героя.

В. Драгунский «Что я люблю».

1

Отвечать на вопросы по содержанию. Характеризовать особенности произведения, описывать героев. Отвечать с опорой на текст. Определять главную мысль произведения

С. 7, выразительное  чтение

 

 

 

3

Характер литературного Героя И. Токмакова «Мне грустно –я лежу больной...»

1

Выразительно читать текст. Отвечать на вопросы по содержанию. Анализировать текст, различая характер героя произведения, особенности авторских выразительных средств. Определять главную мысль

произведения. Участвовать в диалоге

С. 12, воп-росы с. 13, вопросы

 

 

 

4

Характер литературного героя. В. Драгунский «Что любит Мишка».

1

Определять главную мысль произведения. Отвечать на вопросы по

содержанию литературного

текста. Характеризовать особенности прослушанного произведения, описывать героев. Читать вслух части текста, изменяя интонацию, темп чтения. Участвовать в диалоге

 

Уметь видеть контраст и понимать смысл его использования в художественном произведении.

С. 14–15,
составить свою игру в контрасты

 

 

 

5

Характер литературного героя. В. Драгунский «И чего не люблю!»

1

Читать вслух с интонационным выделением особенностей текста. Сравнивать произведения. Сравнивать поведение, характер литературных героев, характеризовать их. Находить фрагменты текста, которые подтверждают, обосновывают высказанное суждение. Участвовать в диалоге.

 

 Находить в тексте по подсказке учителя простые средства изображения и выражения
чувств героя;

- понимать средства авторской оценки героя (имя, портрет, речь героя).

 

 

С. 17. Устный рассказ по теме «Са-мые яркие моменты летних каникул»

 

 

 

6

Прием контраста в литературе. Б. Заходер «О границах поэтического творчества»,

Дж. Чиарди «…Скажу я слово ВЫСОКО…», Д. Хармс «Очень_очень вкусный пирог», считалки.

1

Выразительно читать тексты. Отвечать на вопросы по построению литературного текста. Анализировать текст, различая противопоставления.

Декламировать стихотворения, инсценировать. Участвовать в диалоге

Читать вслух и про себя в удобном для ребенка темпе

С. 18, наизусть

 

 

 

7

Прием контраста в литературе. К. Ушинский «Четыре желания», Работа с годовым кругом, А. Усачев «Первое сентября»

1

Выразительно читать тексты. Отвечать на вопросы по построению прозаического и стихотворного текста, рифмы. Участвовать в диалоге.

Декламировать стихотворение

Соотносить иллюстративный материал и основное содержание литературного произ-ведения;

 отвечать на вопросы по содержанию картины художника, соотносить его с содержанием
текста.

 

С. 21, вопрос

 

 

 

8

Яркие поэтические Образы в стихотворении Д.Кедрина «Скинуло кафтан зеленый лето…»

1

Выразительно читать тексты. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Анализировать текст, различая особенности авторских

выразительных средств. Понимать многообразие художественных средств. Участвовать в диалоге

Выделять главную мысль прочитанного произведения; пересказывать текст, формулировать несложные выводы;

Строить высказывание по образцу

С. 22. Подробный пересказ.

 

 

9

Сравнение научного и художественного текста. М.Пришвин «Осеннее утро», статья из энциклопедического словаря, В. Друк «Нежно смотрит на микроба…»

1

Воспринимать текст: определять цель, языковые средства, отношение автора к изображаемому. Читать вслух плавно, целыми словами. Выразительно читать тексты. Сравнивать и характеризовать тексты с помощью учителя

Составлять описание природы, предметов.

 

Принести репродук-цию любимой картины.

 

 

 

10

Образ ночи в поэзии, живописи и музыке. А.Пушкин «Тиха украинская ночь…», В. Драгунский «Тиха украинская ночь…».

1

Выразительно читать тексты. Определять настроение произведения, понимать многообразие художественных средств. Объяснять выбор слов, используемых в произведении для создания настроения.

Определять главную мысль произведения

 

 

Читать целыми словами вслух и про себя в удобном для него темпе; понимать содержание текста, находить в тексте отрывки по заданию.

С. 28, вопросы

 

 

 

11

Образ ночи в поэзии, живописи и музыке. Понятие о видах искусства. Репродукция А. Куинджи «Ночь на Днепре», «Лунная соната» Л. ван Бетховена.

Проверь себя. Работа над проектом.

Стр. 29

1

Определять настроение произведения живописи и музыки, соотносить живописный, музыкальный и поэтический образы ночи. Декламировать, выразительно читать стихотворение наизусть. Различать и называть поэтов и писателей, названия произведений. Соотносить авторов и названия произведений, созданных ими. Узнавать произведения по отрывкам

Подбирать слова для выражения настроения произведения и чувств автора,читателя и слушателя.

Дописать сочинен.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Завязка. Тайны искусства. 13 часов

 

12

Звучащие образы в стихотворении И.Пивоваровой «Картина» и на полотне А. Васнецова «Осенние листья»

1

Определять настроение произведения, понимать многообразие художественных средств. Зачитывать вслух те части текста, которые подтверждают, обосновывают высказанное суждение. Выразительно читать. Определять настроение произведения живописи, сравнивать живописный и поэтический образы природы

 

Читать наизусть стихотворения разных авторов;

 

Познавательные: Читать тексты, понимать фактическое содержание текста, выделять в нем основные части;

Сравнивать художественный и научно-популярный текст;

Обобщать и классифицировать учебный материал;

Находить в тексте ответ на заданный вопрос.

Регулятивные:

Выполнять учебные действия в устной речи и оценивать их;

Оценивать результаты работы, организовывать самопроверку;

Менять позиции слушателя, читателя, зрителя в зависимости от учебной задачи.

Коммуникативные:

реализовывать потребность в общении со сверстниками;

Проявлять интерес к общению  групповой работе;

Адекватно воспринимать содержание высказываний собеседника;

Уважать мнение собеседников;

Участвовать в выразительном чтении по ролям;

Следить за действиями других участников  в процессе коллективной творческой деятельности;

Действовать в соответствии с коммуникативной ситуацией.

 

Интерес к содержанию доступных художественных произведений

Умение выделять поступок как проявление характера героя;

Эмоциональное отношение к поступкам героев доступных данному возрасту литературных произведений;

Чувства доброжелательности, доверия, внимательности, готовности к сотрудничеству и дружбе;

Понимание значения чтения для себя и в жизни близких ребенку людей;

Умение сопоставлять поступки людей с поступками героев литературных произведений;

С. 28, наизусть

 

 

 

13

Песни осени. Д. Кедрин «Осенняя песня»

1

Воспринимать на слух стихотворение в исполнении учителя.

Находить части текста, которые подтверждают, обосновывают высказанное суждение. Выразительно читать стихотворный текст. Определять настроение произведения.

Читать целыми словами вслух и про себя в удобном для него темпе; понимать содержание текста, находить в тексте отрывки по заданию.

С. 33, вопросы и задания.

С. 34–35, вопрос

 

 

 

14

Песни осени. О. Дриз «Кончилось лето»

1

Воспринимать на слух стихотворение в исполнении учителя. Выразительно читать стихотворный текст. Определять настроение произведения, понимать многообразие художественных средств. Выделять в стихотворении сравнения. Участвовать в диалоге

Читать целыми словами вслух и про себя в удобном для него темпе; понимать содержание текста, находить в тексте отрывки по заданию.

С. 38, вопрос.

С. 39, вопросы

 

 

 

15

Олицетворение как поэтический прием. М. Лермонтов «Утес», Ф. Тютчев «Что ты клонишь над водами…»

1

Воспринимать на слух стихотворение в исполнении учителя. Выразительно читать стихотворный текст. Определять настроение произведения, понимать многообразие художественных средств. Выделять в стихотворении сравнения, прием контраста

Отвечать на вопросы по содержанию картины художника, соотносить его с содержанием текста;

Находить в тексте с помощью учителя простые средства изображения и выражения чувств героя.

 

С. 40, наизусть.

С. 45, вопросы

 

 

 

16

Образ осени в стихотворении С. Есенина «Нивы сжаты, рощи голы…» и на полотне И. Левитана «Золотая осень»

1

Воспринимать на слух стихотворение в исполнении

учителя. Выразительно читать стихотворный текст. Определять настроение произведения.

Объяснять выбор слов, используемых в произведении

для создания настроения, выделять

сравнения и олицетворения. Определять эмоциональный настрой произведений живописи и музыки, сравнивать живописный и поэтический образы осенней природы

 

Отвечать на вопросы по содержанию картины художника, соотносить его с содержанием текста;

Находить в тексте с помощью учителя простые средства изображения и выражения чувств героя.

 

 

 

 

 

 

17

Картины мира, созданные писателями и поэтами. «Заря_заряница…», И.Пивоварова «Песня зарянки», Л. Толстой «Какая бывает роса на траве»

1

Воспринимать на слух стихотворение в исполнении учителя. Выразительно читать стихотворный и прозаический

тексты. Определять настроение произведений. Выделять в текстах сравнения. Анализировать структуру

текста: различать абзацы, микротемы

 

Находить в тексте с помощью учителя простые средства изображения и выражения чувств героя.

 

 

 

 

 

 

 

18

Чудесный дар –видеть красоту мира. М. Цветаева «Одна половина окна растворилась…», С. Козлов «Ежик в тумане»

1

Воспринимать на слух произведение в исполнении учителя. Определять настроение произведений, понимать многообразие художественных средств. Определять характеры литературных героев. Находить части текста, которые подтверждают, обосновывают высказанное суждение. Характеризовать текст. Выразительно читать тексты,

Находить в тексте с помощью учителя простые средства изображения и выражения чувств героя.

 

 

 

 

 

 

 

19

Чудесный дар – видеть красоту мира. Оницура (хокку), С. Козлов «Красота»

1

Воспринимать на слух произведение в исполнении учителя. Определять эмоциональный настрой произведений, понимать многообразие художественных средств. Объяснять выбор слов, используемых в произведениях для создания настроения, поэтических образов.

Определять характеры литературных героев. Характеризовать текст: его

жанр, особенности, обосновывая свою точку зрения выдержками из текста.

Выразительно читать тексты

Находить в тексте с помощью учителя простые средства изображения и выражения чувств героя.

 

 

 

 

 

 

 

20

Нравственный урок нанайской народной сказки «Айога»

1

Определять главную мысль произведения, находить в тексте доказательства своих суждений. Анализировать жанровые особенности построения текста. Объяснять смысл пословиц, соотносить их содержание

с главной мыслью прочитанного произведения

Выделять главную мысль прочитанного произведения; пересказывать текст, формулировать несложные выводы;

Понимать средства авторской оценки героя.

 

 

 

 

 

 

21

Как смотрят на мир поэт и ученый.

И.Пивоварова «Как я считал», Г. Корнилова «Кто такой Бумчик», «Про бабочку».

1

Читать вслух. Анализировать жанровые особенности построения текста. Определять настроение стихотворения, понимать Многообразие художественных средств. Различать позицию автора, даже когда он говорит от имени литературного героя. Декламировать стихотворение.

Анализировать прозаическое произведение: находить в тексте портрет героя, его поступки, различать отношение к герою автора

Составлять описание природы, предметов. Читать целыми словами вслух и про себя в удобном для него темпе; понимать содержание текста, находить в тексте отрывки по заданию

 

 

 

 

 

 

22

Как смотрят на мир поэт и ученый.

Г. Корнилова «Вертолет»

1

Читать вслух. Определять настроение произведений, понимать многообразие художественных средств. Анализировать прозаическое произведение: находить в тексте портрет героя, описание его поступков, различать отношение к герою автора.

Находить части текста, которые подтверждают, обосновывают высказанное суждение. Участвовать в диалоге

 

Составлять описание природы, предметов. Читать целыми словами вслух и про себя в удобном для него темпе; понимать содержание текста, находить в тексте отрывки по заданию

 

 

 

 

 

 

23

Как смотрят на мир поэт и ученый.

Н. Орлова «Самолет», К. Арон, С. Сахарнов «Воздушный богатырь»

1

Читать вслух. Анализировать жанровые особенности построения текста.. Определять настроение стихотворения, понимать многообразие художественных средств. Анализировать и сравнивать научно-популярное и художественное произведения

Составлять описание природы, предметов. Читать целыми словами вслух и про себя в удобном для него темпе; понимать содержание текста, находить в тексте отрывки по заданию

 

 

 

 

 

 

24

Как смотрят на мир поэт и ученый. Е. Серова «Лесной аэродром»

Проверь себя. (Проверочная работа)

Стр. 63

1

Читать вслух, обосновывая выбор темпа чтения, логического ударения в предложениях. Анализировать особенности построения стихотворения, построения сравнения. Определять настроение стихотворения, понимать многообразие художественных средств. Отвечать на вопросы учебного текста. Презентовать классу рисунок, фотографию, стихотворение в рамках проектной работы

Читать целыми словами вслух и про себя в удобном для него темпе; понимать содержание текста, находить в тексте отрывки по заданию Составлять описание природы, предметов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Погоня за секретами литературы. 18 часов

 

25

Что такое образ? Мир литературы – мир образов. Тие, Басе хокку Э. Нийт «Каменный замок...».

1

Воспринимать на слух произведение в исполнении учителя. Определять эмоциональный настрой произведений, понимать многообразие художественных средств. Объяснять выбор слов, используемых в произведениях для создания настроения, поэтических образов

Читать целыми словами вслух и про себя в удобном для него темпе; понимать содержание текста, находить в тексте отрывки по заданию.

Регулятивные универсальные учебные действия:

– принимать алгоритм выполнения учебной задачи;

– участвовать в обсуждении

плана выполнения заданий;

– ориентироваться в принятой

системе учебных знаков;

– выполнять учебные действия

в устной речи и оценивать их;

– оценивать результаты работы, организовывать самопроверку;

– менять позиции слушателя,

читателя, зрителя в зависимости от учебной задачи.

Познавательные универсальные учебные действия:

читать тексты, понимать

фактическое содержание текста, выделять в нем основные

части;

– сравнивать художественный

и научно популярный текст;

– обобщать и классифицировать учебный материал; формулировать несложные выводы;

– находить в тексте ответ на за_данный вопрос;

– на первоначальном уровне

анализировать доступные художественные тексты;

– ориентироваться в содержании учебника;

– пользоваться словарями

учебника, материалом хрестоматии

Коммуникативные универсальные учебные действия

реализовывать потребность

в общении со сверстниками;

– проявлять интерес к общению и групповой работе;

– адекватно воспринимать со_

держание высказываний собеседника;

– уважать мнение собеседников;

– участвовать в выразительном

чтении по ролям, в инсценировках;

– следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой деятельности и по необходимости вносить в нее коррективы;

– действовать в соответствии с коммуникативной ситуацией.

 

Личностные универсальные учебные действия: положительное отношение к школе;

– интерес к содержанию доступных художественных произведений, к миру чувств человека, отраженных в художественном тексте;

– умение выделять поступок

как проявление характера героя;

– эмоциональное отношение

к поступкам героев доступных

данному возрасту литературных произведений;

– чувства доброжелательности,

доверия, внимательности, готовности к сотрудничеству и

дружбе, оказанию помощи;

– понимание значения чтения

для себя и в жизни близких ребенку людей, восприятие уклада жизни своей семьи;

– умение сопоставлять поступки людей, в т.ч. и свои, с поступками героев литературных произведений;

– общее представление о мире некоторых профессий.

 

 

 

 

 

26

Ироническое отношение Автора к герою. К. Чуковский «Федотка», Е. Чеповецкий отрывок из книги «Непоседа, Мякиш и Нетак».

1

Выразительно читать тексты, Объяснять выбор слов, используемых в произведении для создания его настроения. Отвечать на вопросы по

содержанию литературного текста.

Анализировать текст, различая характер героя произведения, особенности авторских выразительных средств. Определять главную мысль

произведения

Понимать средства авторской оценки героя. Оценивать литературного героя по его поступкам.

 

 

 

 

 

27

Ироническое отношение Автора к герою. С. Маршак «Попрошайка»,

Э. Мошковская «Жадных нет»

 

1

Выразительно читать тексты. Объяснять выбор слов, используемых в произведении для создания настроения.

Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Анализировать текст, различая характер героя произведения, особенности авторских выразительных средств. Определять главную мысль произведения. Участвовать в диалоге. Анализировать произведение живописи, составлять небольшой рассказ, рассуждение

Понимать средства авторской оценки героя. Оценивать литературного героя по его поступкам.

 

 

 

 

 

28

Ироническое отношение автора

к герою. Портрет литературного героя. С. Михалков «Про мимозу»

1

Понимать средства авторской оценки героя. Оценивать литературного героя по его поступкам.

 

 

 

 

 

29

Характер героя, его портрет,

поступок. Нравственная коллизия.

Л. Толстой «Прыжок»

1

Воспринимать на слух произведение в исполнении учителя. Определять эмоциональный настрой произведений, понимать многообразие художественных средств. Находить части текста, которые подтверждают, обосновывают высказанное суждение.

Определять главную мысль произведения, находить в тексте доказательства. Читать вслух

Понимать средства авторской оценки героя. Оценивать литературного героя по его поступкам.

 

 

 

 

 

30

Характер героя, его портрет,

поступок. Нравственная коллизия.

Л. Толстой «Прыжок»

 

1

Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Характеризовать особенности прочитанного произведения, описывать героя, персонажей, особенности и причины их поведения. Читать вслух части текста,

изменяя интонацию, темп чтения. Участвовать в диалоге. Делить рассказ на смысловые части, выделять завязку, кульминацию, развязку, меняя интонацию, темп чтения.

Понимать средства авторской оценки героя. Оценивать литературного героя по его поступкам.

 

 

 

 

 

31

Характер героя, его портрет, поступок. Нравственная коллизия.

Л. Толстой «Лев и собачка».

1

Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста.

Характеризовать особенности прослушанного произведения, описывать героев. Определять главную мысль Произведения. Читать вслух части текста, изменяя интонацию, темп

чтения. Участвовать в диалоге

 

Понимать средства авторской оценки героя. Оценивать литературного героя по его поступкам.

 

 

 

 

 

32

Черты сказки и загадки в стихотворении. П. Вяземский «Здравствуй, в белом сарафане…», В. Даль «Старик-годовик»

1

Выразительно читать тексты Отвечать на вопросы по построению прозаического и стихотворного текста, находить рифмы. Участвовать в диалоге. Декламировать стихотворение

 

 

 

 

 

33

Реальные и фантастические образы. Ю. Мориц «Сто фантазий»

1

Выразительно читать тексты. Анализировать стихотворный текст, различая строфы. Декламировать стихотворение, инсценировать

Воспринимать произведение. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Определять настроение произведения, понимать многообразие художественных средств. Определять главную мысль произведения (при помощи учителя).

 

 

 

 

 

34

Реальные и фантастические

образы. Н.Носов «Фантазеры».

1

 

 

 

 

 

35

Реальные и фантастические образы. Н.Носов «Фантазеры», Ф. Галас «Мир наоборот»

1

Характеризовать особенности прочитанного произведения, описывать героев, персонажей, особенности и причины их поведения. Читать вслух части текста, изменяя интонацию, темп чтения. Участвовать в диалоге. Инсценировать прозаический текст, разыгрывать роли героев. Выразительно читать тексты, Отвечать на вопросы по построению стихотворного текста.

Декламировать стихотворение

 

 

 

 

 

 

36

Авторская сказка. Сходство с народными волшебными

 сказками. В. Катаев «Цветик_

семицветик»

1

Воспринимать произведение. Определять настроение про_

изведения, его жанровую принадлежность. Находить части текста, которые подтверждают, обосновывают высказанное суждение. Отвечать на вопросы по содержанию произведения.

Находить черты сходства и различия авторской и народной сказки. Читать вслух

 

 

 

 

 

37

Авторская сказка. В. Катаев «Цветик-семицветик». Сходство

и различие с народными волшебными сказками. Позиция

автора. Прием преувеличения.

1

Отвечать на вопросы по содержанию и построению литературного текста.

Находить черты сходства и различия авторской и народной сказки.

Характеризовать особенности прочитанного произведения, описывать героя, персонажей, особенности и причины их поведения. Читать вслух части текста, изменяя интонацию, темп

чтения. Участвовать в диалоге.

Пользоваться словарем учебника

 

 

 

 

 

38

Авторская сказка. В. Катаев

«Цветик-семицветик». Нравственная коллизия.

1

Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста.

Характеризовать особенности произведения, описывать героя, особенности и причины его поведения. Читать вслух. Участвовать в диалоге.

Делить рассказ на смысловые части

 

 

 

 

 

39

Авторская сказка. В. Катаев

«Цветик-семицветик».

Сказка, фантазия, мечта

1

Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Характеризовать особенности произведения, описывать героя, особенности и причины его поведения. Читать вслух. Участвовать в диалоге. Делить рассказ на смысловые части

 

 

 

 

 

40

Авторская сказка. В. Катаев «Цветик-семицветик». Сказка, фантазия, мечта.

1

Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Характеризовать

особенности произведения, описывать героя, Читать вслух. Участвовать в диалоге. Пересказывать части сказки. Анализировать особенности построения стихотворения, построения сравнения. Определять настроение стихотворения, понимать многообразие художественных средств. Создавать письменный текст (определять тип высказывания, отбирать целесообразные выразительные средства)

 

 

 

 

 

 

41

Автопортрет.

1

 

 

 

 

 

42

Проверь себя.

Стр. 109

1

Различать и называть поэтов и писателей, названия произведений.

Соотносить авторов и названия произведений, созданных ими. Узнавать произведения по отрывкам

 

 

 

 

 

Идём по невиданным следам. 20 часов

 

43

Исследуем волшебную сказку. Ю.Мориц «Песенка про сказку»

1

Анализировать композицию, героев, средства, используемые в сказках (кумулятивная цепочка построения, традиционный набор героев, традиционность их характера, внешности и речи, наличие волшебных чисел, волшебных предметов). Выразительно читать тексты. Декламировать стихотворение

 

Регулятивные:

- принимать учебную задачу, отбирать способы ее решения;

– самостоятельно работать с учебником, хрестоматией и дополнительной литературой во внеурочное время;

– соотносить внешнюю оценку и самооценку.

 

Познавательные:

- читать тексты, понимать фактическое содержание текста, выделять в нем основные части;

– находить в тексте ответ на заданный вопрос;

– ориентироваться в содержании учебника;

– пользоваться словарями учебника, материалом хрестоматии.

Коммуникативные

– участвовать в выразительном чтении по ролям, в инсценировках;

– следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой деятельности и по необходимости вносить в нее коррективы;

– действовать в соответствии с коммуникативной ситуацией.

Личностные:

– интерес к содержанию доступных художественных произведений, к миру чувств человека, отраженных в художественном тексте;

– умение выделять поступок как проявление характера героя;

– эмоциональное отношение к поступкам героев доступных данному возрасту литературных произведений;

– чувства доброжелательности, доверия, внимательности, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи;

–– умение сопоставлять поступки людей, в т.ч. и свои, с поступками героев литературных произведений;

 

 

 

 

 

44

Исследуем волшебную сказку. Вступление к поэме А.С.Пушкина  «Руслан и Людмила»

1

Воспринимать информацию

на слух. Выразительно читать тексты. Объяснять выбор слов, используемых в произведении, для создания его настроения, характера.

 

 

 

 

 

45

Особенности авторской сказки. А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

1

Воспринимать текст: определять цель, языковые средства, отношение автора к изображаемому. Читать вслух. Анализировать средства, используемые в сказках для подчеркивания особенностей

этого жанра. Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Находить черты сходства фольклорного и авторского произведения.

Рассматривать и анализировать иллюстрации, толковать образы, созданные художником. Конструировать монологическое высказывание на заданную тему

 

 

 

 

 

46

Особенности авторской сказки. А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

1

Читать вслух. Воспринимать текст: определять языковые средства, отношение автора к изображаемому. Анализировать средства, используемые в авторской сказке в отличие от фольклорной. Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, участвовать в диалоге, дополнять высказывания других, делать замечания.

 

 

 

 

 

47

Особенности авторской сказки. А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

1

Читать вслух. Воспринимать текст: определять языковые средства, отношение автора к изображаемому. Анализировать средства, используемые в авторской сказке в отличие от фольклорной. Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, участвовать в диалоге, дополнять высказывания

 

 

 

 

 

48

Особенности авторской сказки. А.Пушкин

«Сказка о рыбаке и рыбке».

1

Выразительно читать тексты, анализируя и обосновывая использование разной интонации, пауз, темпа, логического ударения.

Работать в группе

 

 

 

 

 

49

Сказочные законы в волшебной

сказке.  Ш.Перро «Кот в сапогах», РНС «Кот, петух и лиса», «Кот и лиса»

1

Читать вслух. Воспринимать текст: определять цель, языковые средства, жанр произведения. Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.

Анализировать сюжеты сказок, находить различия. Формулировать, основываясь на тексте, простые выводы

 

 

 

 

 

50

Сказочные законы в русской народной волшебной сказке «Кузьма Скоробогатый»

1

Анализировать текст: определять сюжет, языковые средства, особенности произведения. Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Формулировать, основываясь на тексте, простые выводы. Читать вслух. Пересказывать прочитанное

 

 

 

 

 

51

Наедине с книгой. Сходство сюжетов сказок Народов разных стран. «Кузьма Скоробогатый», Ш.Перро «Кот в сапогах»

1

Читать вслух. Анализировать текст: определять сюжет, языковые средства, особенности произведения. Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Формулировать, основываясь на тексте, простые выводы

 

 

 

 

 

52

Зимняя страничка. А.Пушкин

«Опрятней модного паркета…»

1

Воспринимать на слух стихотворение в исполнении учителя. Выразительно читать стихотворный текст. Определять настроение произведения, понимать многообразие художественных средств. Объяснять выбор слов, используемых для создания

поэтических образов.  Выделять в стихотворении сравнения

 

 

 

 

 

53

Сказочные дорожки. И. Суриков

«Все тем ней, темней и тише…»

1

Воспринимать на слух стихотворение в исполнении учителя. Определять настроение произведения, понимать многообразие художественных

средств. Выразительно читать стихотворный текст. Выделять в стихотворении части по смыслу

 

 

 

 

 

54

Образы сказки, волшебства,

ночи в сказке П. Ершова «Конек-горбунок»

1

Воспринимать текст: определять цель, языковые средства, жанр произведения. Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Читать вслух. Анализировать язык сказки,

ее сюжет. Формулировать простые выводы

 

 

 

 

 

55

Лирическая тональность волшебной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

1

Читать вслух. Анализировать текст: определять сюжет, языковые средства, особенности произведения. Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Формулировать, основываясь на тексте, простые выводы.

Определять настроение произведения.

 

 

 

 

 

56

Лирическая тональность волшебной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

1

Анализировать текст: определять сюжет, языковые средства, особенности произведения. Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Формулировать, основываясь на тексте, простые выводы. Читать вслух. Определять настроение произведения.

Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников. Участвовать в диалоге

 

 

 

 

 

57

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Работа по картине В. Васнецова «Аленушка»

1

Определять настроение произведения живописи, сравнивать его с настроением литературного произведения. Создавать небольшой текст, анализируя репродукцию картины

 

 

 

 

 

58

Бытовая сказка. Рнс «Мужик и медведь»

1

Читать вслух. Анализировать текст, языковые средства. Находить черты различия между сказками о животных

и волшебными. Отвечать на вопросы по со держанию прочитанного.

Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников. Участвовать в диалоге

 

 

 

 

 

59

Бытовая сказка. Эвенкийская сказка

«Медведь и охотник».

1

Читать вслух. Анализировать текст, языковые средства. Находить черты сходства между сказками о животных

разных народов. Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Участвовать в диалоге. Пересказывать текст.

 

 

 

 

 

60

Сказочный праздник. Р. Кудашева «Зимняя

песенка».

1

Выразительно читать стихотворный текст. Объяснять выбор слов, используемых для создания поэтических образов. Определять настроение про_

изведения, понимать многообразие художественных средств

 

 

 

 

 

61

Юмор в литературном произведении.

В. Драгунский «Заколдованная буква»

1

Осознанное восприятие содержания текста, оценка его юмористического характера, характера героя рассказа, персонажей. Участие в обсуждении. Чтение по ролям. Инсценирование.

 

 

 

 

 

62

Форма стихотворного произведения. Л. Друскин «Я сплю...»

1

Выразительно читать стихотворный текст. Участие в обсуждении (диалоге или полилоге) произведения. Анализ стихотворения, средств выразительности (олицетворения), использованных в нем, необычной формы записи, точные и

неточные рифмы Читать и отвечать на вопросы учебного текста

 

 

 

 

 

63

Проверь себя. Стр. 154

1

 

 

 

 

 

Кульминация! Вершина воображения. 23 часа

 

64

Художественные приемы в авторском

Поэтическом тексте. С. Есенин «Зима».

1

Рефлексия, предположение о предстоящей работе. Воспринимать на слух стихотворение в исполнении учителя. Выразительно читать стихотворный текст. Участие в обсуждении. Определять настроение произведения, понимать многообразие художественных средств (олицетворение, звукопись, использование сравнения, приемаьконтраста)

 

 

 

 

 

 

 

65

Народная и авторская сказка с похожими сюжетами. «Морозко»

1

Отвечать на вопросы по содержанию текста. Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников. Участвовать в диалоге. «Сказывать сказку» (подробный пересказ с использованием языка сказки)

 

 

 

 

 

 

 

66

Народная и авторская сказка с похожими сюжетами. Сказка В. Одоевского «Мороз Иванович».

1

Читать вслух. Отвечать на вопросы по содержанию текста. Предполагать, какое будет продолжение сказки в соответствии с законами волшебной сказки. Анализировать текст. Формулировать, основываясь на тексте, простые выводы

 

 

 

 

 

 

 

 

67

Народна и авторская сказка с похожими

сюжетами

1

Анализировать текст (сюжет, внешность, речь и поступки героев, языковые средства, используемые сказкой), делать выводы. Отвечать на вопросы по содержанию текста, находить части текста, подтверждающие суждение. Участвовать в диалоге. «Сказывать сказку» (подробно пересказывать, используя лексику произведения)

 

 

 

 

 

 

 

 

68

Народная и авторская сказка с похожими

сюжетами: «Морозко», Братья Гримм «Госпожа Метелица»

1

Анализировать текст (сюжет, внешность, речь и поступки героев, языковые средства, используемые сказкой), делать выводы.

Отвечать на вопросы по содержанию, находить части текста, подтверждающие суждение. Участвовать в диалоге. «Сказывать сказку» (подробно пересказывать, используя лексику произведения). Формулирование законов русской народной волшебной сказки

 

 

 

 

 

 

 

69

Художественные приемы в народных и авторских поэтических текстах. Е.Благинина. Загадки.

1

Выразительно читать тексты. Отвечать на вопросы по содержанию текста. Сравнивать фольклорные

и авторские произведения для различения специфики каждого. Участвовать в диалоге

 

 

 

 

 

 

 

70

Нравственные уроки сказок. Татарская народная сказка «Три дочери»

1

Читать вслух. Определять главную мысль произведения, находить доказательства в тексте. Анализировать особенности выразительных средств, соотносить их с жанром сказки.

Сравнивать сказки одного типа.

Составлять план текста, анализировать на основе получившегося плана структуру сказки, делать выводы о традиционном построении сказки. Пересказывать сказку. Оценивать полноту пересказа, точность составленного плана

 

 

 

 

 

 

 

71

Разгадываем загадки сказок. О.Вацетис «Подснежник»

1

Воспринимать на слух стихотворение в исполнении учителя. Определять настроение произведений, понимать многообразие художественных

средств. Выразительно читать стихотворный текст. Анализировать построение стихотворения: порядок рифмующихся строчек. Сравнивать построение разных стихотворений, влияние построения на эмоциональный настрой

 

 

 

 

 

 

 

72

Разгадываем загадки сказок. Русская народная сказка «Снегурочка».

1

Воспринимать сказку. Определять настроение произведения. Находить части текста. Выразительно читать сказку.

 

 

 

 

 

 

 

73

Русская народная сказка «Снегурочка».

1

Выразительно читать созданный сказочный текст. Воспринимать на слух текст, читаемый учеником.

Анализировать тексты. Участвовать в диалоге. Анализировать текст сказки: определять сюжет, языковые средства, особенности произведения.

 

 

 

 

 

 

 

74

Репродукция картины Б.Кустодиева «Масленица».  Творческая работа.

1

Определять настроение произведения живописи, сравнивать его с настроением литературного произведения. Создавать устно небольшой текст, анализируя репродукцию картины. Сочинение

по картине (устное или письменное)

 

 

 

 

 

 

 

75

Следы сказочного жанра в стихотворениях. И.Суриков «Детство».

1

Воспринимать на слух стихотворение в исполнении учителя. Выразительно читать стихотворный текст. Определять настроение произведения, понимать многообразие художественных средств. Выделять сюжет в стихотворении, делить стихотворение на части, озаглавливать их

 

 

 

 

 

 

 

76

Следы сказочного жанра в стихотворениях. Д.Хармс «Как Володя быстро под гору летел»

1

Читать вслух. Определять настроение произведения, находить в тексте детали, которые делают стихотворение сходным с фольклорной сказкой, находить доказательства своего суждения. Выразительно читать стихотворный текст. Анализировать модель

 

 

 

 

 

 

 

77

Особенности авторского взгляда. М.Бородицкая «Колдунье не колдуется»

1

Выразительно читать тексты. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Анализировать образ, созданный в стихотворении, его нетрадиционность. Декламировать стихотворение, инсценировать

 

 

 

 

 

 

 

78

Особенности авторского взгляда. Фрагмент сказки О.Пройслера «Маленькая Баба-Яга»

1

Читать вслух. Анализировать текст (сюжет, внешность, речь и поступки героев, языковые средства, используемые в произведении). Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, находить части текста. Участвовать в диалоге. Делать выводы о принадлежности произведения к сказке или рассказу, обобщать ранее полученные знания об этих жанрах

 

 

 

 

 

 

 

79

О. Пройслер «Маленький водяной»,

«Маленькое привидение», Л. Лагин «Старик Хоттабыч»

1

Анализировать текст (сюжет, внешность, речь и поступки героев, языковые средства, используемые сказкой), делать выводы. Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, находить части текста, доказывающие высказанное суждение.

 

 

 

 

 

 

 

80

Мир авторской сказки. «Золотой

ключик» А. Толстого

 

1

Анализировать текст (сюжет, внешность, речь и поступки героев, языковые средства, используемые в сказке), делать выводы. Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, находить части текста, доказывающие высказанное суждение. Участвовать в диалоге

 

 

 

 

 

 

 

81

Жанры в литературе и живописи.

А. Кушнер «Что я узнал!»

1

Читать вслух. Отвечать на вопросы по содержанию учебного текста. Творческая работа.

 

 

 

 

 

 

 

82

Исследуем законы рассказа. Л.Толстой «Акула»

1

Воспринимать на слух произведение, которое читает учитель. Определять настроение произведения, понимать многообразие художественных средств. Определять главную мысль произведения, находить части текста. Читать вслух.

 

 

 

 

 

 

 

83

Нравственная коллизия в рассказе Л.Толстого «Акула».

1

Отвечать на вопросы по содержанию. Характеризовать особенности произведения, описывать героя, персонажей, особенности и причины их поведения.. Участвовать в диалоге. Делить рассказ на части, выделять завязку, кульминацию, развязку. Описывать переживания героя;выборочный пересказ

 

 

 

 

 

 

 

84

Л.Толстой «Лебеди».

1

Отвечать на вопросы по содержанию литературного произведения. Характеризовать особенности прочитанного произведения. Делить рассказ на смысловые части, выделять завязку, кульминацию, развязку. Пересказывать текст.

 

 

 

 

 

 

 

85

М.Пришвин «Глоток молока». Л.Дьяконов «Щенок и снег»

1

Выразительно читать прозаический и стихотворный текст. Определять настроение произведения, понимать многообразие художественных средств

 

 

 

 

 

 

 

86

Обобщающий урок.

1

Рефлексия, оценка знаний, полученных за определенный период учебного времени

 

 

 

 

 

 

 

87

Проверь себя. Стр. 47

1

Отвечать на вопросы. Различать жанры произведений. Называть народные и авторские сказки, встретившиеся в главе. Соотносить авторов и названия произведений, созданных ими

 

 

 

 

 

 

 

Вперёд по дороге открытий. 22 часа

 

88

Уроки добра. Э.Мошковская «Дедушка Дерево»

1

Выразительно читать тексты. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Анализировать образ, созданный в стихотворении, выразительные средства, использованные для его создания.

Декламировать стихотворение

 

 

 

 

 

 

 

89

Уроки добра Г.Скребицкий «Передышка».

1

Выразительно читать текст . Определять настроение произведения, понимать многообразие художественных средств. Осознавать нравоучительный характер произведения. Объяснять выбор слов, используемых в произведении для точного отражения характеров героев и событий сюжета

 

 

 

 

 

 

 

90

Уроки добра. Г. Скребицкий «Передышка».

1

Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Характеризовать особенности прочитанного произведения, описывать героев, особенности и причины их поведения.

Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников.Участвовать в диалоге

 

 

 

 

 

 

 

91

Уроки добра. Г. Скребицкий «Передышка»,

А. Куинджи «Березовая роща»

1

Определять настроение произведения живописи, описывать живописное полотно. Создавать собственный текст.

Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников. Участвовать в диалоге. Сочинение по картине

устное или письменное

 

 

 

 

 

 

 

92

Следы волшебных сказок в авторских текстах.

Ф. Тютчев «Зима не даром злится...».

1

Воспринимать на слух стихотворение, которое читает учитель. Определять настроение произведения, понимать многообразие художественных средств. Объяснять выбор слов, используемых в произведении для создания настроения, поэтических образов, используемых для олицетворения. Выразительно читать стихотворный текст. Декламировать стихотворение.

 

 

 

 

 

 

 

93

В. Бианки –писатель и ученый. «Как Муравьишка домой спешил».

1

Характеризовать книгу: анализировать обложку, иллюстрации, аннотацию. Выбирать книгу в библиотеке. Читать вслух. Анализировать текст (сюжет в виде кумулятивной цепочки, внешность, «речь» и поступки героев, языковые средства, используемые в произведении). Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, находить части текста, доказывающие высказанное суждение. Участвовать в диалоге. Определять жанровую принадлежность произведения

 

 

 

 

 

 

 

94

В. Бианки –писатель и ученый. «Как Муравьишка домой спешил».

1

Воспринимать произведение на слух.

Читать вслух. Отвечать на вопросы по содержанию произведения. Находить черты сходства и различия с фольклорной сказкой (принцип организа ции сюжета_цепочки, сказочная форма обращения героя к персонажам) и с научным текстом (точность описания

способов передвижения разных насекомых, их внешний вид).

Находить в тексте особенности выразительных средств автора

 

 

 

 

 

 

 

95

Научный и художественный текст. В. Бианки

«Муравейник зашевелился»

1

Пересказывать текст. Презентовать свою иллюстрацию. Анализировать сюжет сказки, располагать иллюстрации по порядку следования

эпизодов в сказке. Читать вслух. Отвечать на вопросы по содержанию произведения. Находить в тексте особенности выразительных средств

автора. Находить черты сходства

и различия двух произведений одного автора.

 

 

 

 

 

 

 

96

«Точка зрения» художника в литературе

и живописи. С. Махотин «Жук», репродукции

Ф. Толстого.

1

Отвечать на вопросы по содержанию литературного произведения. Характеризовать особенности прочитанного произведения, описывать героев, особенности и причины их поведения. Участвовать в диалоге. Определять эмоциональный настрой произведения живописи, описывать живописное  пол.

 

 

 

 

 

 

 

97

Мир глазами сказочного персонажа, насекомого, животного.

1

Выразительно читать тексты. Объяснять выбор слов, используемых в произведении для создания настроения,

юмористического характера.

Анализировать текст, особенности авторских выразительных средств, выделять прием звукоподражания.

Создавать собственный текст, используя прием звукоподражания. Сравнивать прием звукоподражания в стихотворном и музыкальном произведениях  ( сочинение устное/письменное)

 

 

 

 

 

 

 

98

Э. Успенский «Разгром», А. Усачев

«Самый лучший день».

1

Выразительно читать текст. Определять настроение произведения, понимать многообразие художественных средств.  Оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объема

 

 

 

 

 

 

 

99

Уроки этики в авторском произведении. К.Ушинскй «Играющие собаки».

1

Выразительно читать Текст. Определять настроение произведения, находить в тексте отражение отношения автора к изображаемому. Находить части текста, доказывающие высказанное суждение, несущие основную нагрузку нравоучительного характера. Соотнесение пословиц с содержанием сказки, устанавливание связей, невысказанных в тексте напрямую, формулирование простых выводов, соотношение поступков героев с нравственными нормами.

 

 

 

 

 

 

 

100

Исследуем жанры устного народного творчества.

1

Выразительно читать тексты, анализируя и обосновывая использование разной интонации, пауз, темпа, логического ударения. Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Сравнивать фольклорные и авторские произведения

для различения специфики каждого. Участвовать в диалоге.

 

 

 

 

 

 

 

101

Исследуем жанры устного народного творчества. Небылица. Прибаутка. Загадка. Считалка.

1

Выразительно читать тексты, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Сравнивать фольклорные и авторские произведения для различения специфики каждого. Участвовать в диалоге. Исследовательская работа

 

 

 

 

 

 

 

102

Законы фольклора в художественной литературе. Особенности авторской сказки. Д.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца»

1

Читать вслух. Анализировать текст (сюжет, внешность, «речь» и поступки героев, языковые средства, используемые в произведении). Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, находить части текста, доказывающие высказанное суждение. Определять жанровую принадлежность произведения, его специфику

 

 

 

 

 

 

 

103

Законы фольклора в художественной литературе. Особенности авторской сказки. Д.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца»

1

Выразительно читать тексты. Анализировать текст (сюжет, внешность, «речь» и поступки героев, языковые средства, используемые в произведении). Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, находить части текста, доказывающие высказанное суждение. Определять жанровую принадлежность произведения, его специфику.

Формулировать выводы о жанровых особенностях фольклорной и авторской сказки. Пересказ близко к тексту с использованием языка сказки.

 

 

 

 

 

 

 

104

Колыбельные в авторской поэзии.

 

1

Читать вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз.

Объяснять выбор слов, используемых в произведении, для создания настроения, юмористического характера. Анализировать текст, особенности авторских выразительных средств, сходство с фольклорной колыбельной. Выразительно читать тексты. Декламировать, инсценировать

 

 

 

 

 

 

 

105

Современная авторская сказка. Л.Петрушевская «Кот, который умел петь».

1

Воспринимать на слух произведение или читать вслух. Отвечать на вопросы по содержанию произведения.

Находить черты сходства и различия с фольклорной сказкой; различать особенности авторских выразительных средств

 

 

 

 

 

 

 

106

Мир  детей и мир взрослых в рассказах. Л.Петрушевская «Кот, который умел петь»

1

Воспринимать на слух произведение или читать вслух. Отвечать на вопросы по содержанию произведения. Находить черты сходства и различия с фольклорной сказкой; различать особенности авторских выразительных Средств. Пересказывать текст по плану.

 

 

 

 

 

 

 

107

Л.Петрушевская «Все непонятливые»,

Сравнение произведений одного автора.

1

Воспринимать на слух произведение в исполнении учителя или читать вслух. Отвечать на вопросы по содержанию произведения. Находить черты сказки. Находить в тексте особенности авторских выразительных средств. Делать выводы

 

 

 

 

 

 

 

108

Наедине с книгой. По произведениям Л.Петрушевской

1

Анализировать текст (сюжет, внешность, речь и поступки героев, языковые средства, используемые сказкой), делать выводы.

Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников. Участвовать в диалоге

 

 

 

 

 

 

 

109

Наедине с книгой. По произведениям Л.Петрушевской

1

Анализировать текст (сюжет, внешность, речь и поступки героев, языковые средства, используемые сказкой), делать выводы.

Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников. Участвовать в диалоге. Сочинить новую сказку о Колобке

 

 

 

 

 

 

 

110

Проверь себя. Стр. 91

1

Воспринимать текст на слух. Анализировать текст. Задавать вопросы одноклассникам по содержанию и построению текстов. Рефлексия. Оценивание результатов своего творчества

 

 

 

 

 

 

 

Развязка. Раскрытые тайны. 14 часов

 

111

Юмор в литературном произведении. Н.Носов «Мишкина каша»

1

Читать вслух. Воспринимать учебный текст: определять его цель. Отвечать на вопросы по содержанию текста. Характеризовать его особенности. Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников. Участвовать в диалоге. Формулировать выводы. Творческая работа

 

 

 

 

 

 

 

112

Н.Носов «Мишкина каша»

1

Воспринимать на слух произведение, в исполнении учителя или читать вслух. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Предполагать дальнейшее развитие событий с опорой на характер и поступки  героев. Характеризовать особенности прослушанного произведения, описывать героев. Находить части текста, которые доказывают высказанное суждение. Участвовать в диалоге

 

 

 

 

 

 

 

113

Н.Носов «Мишкина каша».характеры героев.

1

Сравнивать поведение, характер литературных героев, характеризовать их. Доказывать собственное мнение цитатами из рассказа. Выразительно читать текст. Участвовать в диалоге.

Читать по ролям. Инсценировать

 

 

 

 

 

 

 

114

Юмор в литературном произведении. Тим Собакин «Дело и мастер». Н.Носов «Заплатка»

1

Воспринимать на слух произведение в исполнении учителя или читать вслух. Отвечать на вопросы по содержанию. Предполагать дальнейшее развитие событий. Характеризовать особенности прослушанного произведения, описывать героев. Находить части текста, которые подтверждают высказанное суждение. Участвовать в диалоге

 

 

 

 

 

 

 

115

Н.Носов «Заплатка», Тим Собакин «Дело

и мастер».

1

Отвечать на вопросы по содержанию. Характеризовать особенности прослушанного произведения, описывать героев. Находить части текста, которые подтверждают высказанное суждение.  Участвовать в диалоге

 

 

 

 

 

 

 

116

Н.Носов «Как Незнайка сочинил стихи»

1

Воспринимать на слух произведение в исполнении учителя или читать вслух. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Характеризовать особенности прослушанного произведения, описывать героев.

Находить части текста, которые подтверждают высказанное суждение.

 

 

 

 

 

 

 

117

Н.Носов «Как Незнайка сочинил стихи»

1

Читать вслух. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Характеризовать особенности прослушанного произведения, описывать героев. Находить части текста, которые подтверждают высказанное суждение. Формулирование вывода о характере литературного героя. Деление текста на части, озаглавливание частей, составление плана. Пересказ текста. Определение литературного героя по отрывкам из литературных произведений.

 

 

 

 

 

 

 

118

Наедине с книгой. Произведения Н.Носова

1

Пересказывать сюжет рассказа, выразительно читать отрывки из понравившегося рассказа. Воспринимать содержание

текста на слух. Отвечать на вопросы викторины

 

 

 

 

 

 

 

119

О. Дриз «Как сделать утро волшебным», весенние пьесы А. Вивальди, П. Чайковского.

1

Воспринимать на слух стихотворение в исполнении учителя. Выразительно читать стихотворный текст. Определять настроение произведений, находить в тексте отражение авторской позиции.  Выделять в текстах сравнения. Сравнивать стихотворное и музыкальное произведения

 

 

 

 

 

 

 

120

С. Козлов «В небе туча хмурится…», Н. Рыленков «После дождя».

1

Воспринимать на слух стихотворение, которое читает учитель. Выразительно читать стихотворный текст. Определять настроение произведений, находить в тексте отражение авторской позиции. Объяснять выбор слов, используемых в произведениях для создания настроения, поэтических образов. Выделять в текстах сравнения. Сравнивать стихотворения

 

 

 

 

 

 

 

121

Дж. Родарит «Отчего идет дождь», сказка «Путешествие капельки».

1

Читать вслух. Отвечать на вопросы по содержанию. Находить черты сходства и различия с художественным (образность) и с научным текстом (точность описания). Находить в тексте особенности авторских выразительных средств

 

 

 

 

 

 

 

122

Сочиняем сказку. Сказка «Путешествие

капельки»

1

Пересказывать сюжеты сказок, выразительно читать отрывки из понравившейся сказки. Воспринимать на слух текст.

 

 

 

 

 

 

 

123

Мир детей в рассказе И.Пивоваровой «Мы пошли в театр». Понятие о видах искусства .

 

1

Читать вслух. Определять эмоциональный настрой произведений, находить в тексте отражение авторской позиции. Объяснять выбор слов, используемых в произведениях для создания настроения, образов

 

 

 

 

 

 

 

124

Работа над проектом «Поэзия и Живопись». Обобщающий урок.

1

Воспринимать информацию на слух. Участвовать в диалоге. Создание собственного текста на основе восприятия произведений архитектуры и живописи. Рефлексия, оценка знаний, полученных за определенный период учебного времени

 

 

 

 

 

 

 

125

Проверь себя. Стр. 127

1

Отвечать на вопросы. Различать жанры произведений. Называть народные и авторские сказки, встретившиеся в главе. Соотносить авторов и названия произведений, созданных ими. Оформление проектного задания

 

 

 

 

 

 

 

Заключение, или счастливые минуты. 16 часов

 

126

Поэтические и живописные образы детей. С.Маршак, В.Лунин.

1

Читать вслух. Определять настроение произведения, находить в тексте отражение авторской позиции. Объяснять выбор слов, используемых в произведении для создания настроения. Выразительно читать стихотворный текст. Декламировать стихотворение

 

 

 

 

 

 

 

127

Поэтические и живописные образы детей. Э.Успенский. Картина З.Серебряковой «За завтраком». Работа над проектом.

1

Читать вслух. Определять настроение произведения, находить в тексте отражение авторской позиции. Объяснять выбор слов, используемых в произведении для создания настроения.

Выразительно читать стихотворный текст. Декламировать стихотворение. Сравнивать стихотворение и живописное произведение. Сочинение по картине (устное или письменное)

 

 

 

 

 

 

 

 

128

Сюжет, главная мысль, характеры в рассказе В.Драгунского «Кот в сапогах»

1

Отвечать на вопросы по содержанию. Характеризовать особенности прослушанного произведения, описывать героев. Находить в тексте отражение авторской позиции. Определять главную мысль произведения. Читать вслух части текста

 

 

 

 

 

 

 

129

Сюжет, главная мысль, характеры в рассказе В.Драгунского «Кот в сапогах»

1

Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Характеризовать особенности прослушанного произведения, описывать героев. Определять главную мысль произведения, находить в тексте отражение авторской позиции.

Читать вслух. Исследовательская работа

 

 

 

 

 

 

 

130

Как смотрят на мир поэт и ребенок. А.Барто «В пустой квартире»

1

Определять настроение произведения, находить в тексте отражение авторской позиции. Объяснять выбор слов,

используемых в произведении для создания его настроения.

 

 

 

 

 

 

 

131

Сопричастность миру семьи, Родины. А.Смирнов «Кто был на войне», Г.Ладонщиков «Вместе с дедушкой»

1

Воспринимать на слух стихотворение в исполнении учителя. Выразительно читать стихотворный текст, анализируя

и обосновывая использование разной интонации, пауз, темпа, логического ударения. Определять настроение произведения, находить в тексте отражение авторской позиции. Творческое задание

 

 

 

 

 

 

 

132

Сопричастность миру семьи, Родины. В.Берестов «Мир», О.Высотская «Салют»

1

Воспринимать на слух стихотворение в исполнении учителя. Выразительно читать стихотворный текст, анализируя

и обосновывая использование разной интонации, пауз, темпа, логического ударения. Определять настроение произведения, находить в тексте отражение авторской позиции. Чтение стихотворения наизусть.

 

 

 

 

 

 

 

133

А. Гайдар «Чук и Гек» Часть 1. Телеграмма.

1

Читать вслух. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Предполагать дальнейшее

развитие событий, опираясь на оценку характеров и поступков героев. Характеризовать особенности прослушанного произведения, описывать героев. Находить части текста, которые подтверждают высказанное суждение. Участвовать в диалоге

 

 

 

 

 

 

 

134

А. Гайдар «Чук и Гек» Часть 2. Дорога к отцу.

1

Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста.

Предполагать дальнейшее развитие событий с опорой на характер и поступки героев. Характеризовать особенности прослушанного произведения, описывать героев.

Находить части текста, которые подтверждают высказанное суждение. Участвовать в диалоге

 

 

 

 

 

 

 

135

А.Гайдар «Чук и Гек». Часть 3,4. Устное сочинение о путешествии на поезде.

1

Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Предполагать дальнейшее развитие событий с опорой на характер и поступки героев. Характеризовать особенности прослушанного произведения, описывать героев. Находить части текста, которые подтверждают высказанное суждение. Участвовать в диалоге. Читать по ролям

 

 

 

 

 

 

 

136

А.Гайдар «Чук и Гек». Часть 5. Темы, нравственные проблемы, характеры героев.

1

Отвечать на вопросы по содержанию литературного

текста. Предполагать дальнейшее развитие событий с опорой на характер и поступки героев. Характеризовать особенности прослушанного произведения, описывать героев.

Находить части текста, которые подтверждают высказанное суждение. Участвовать в диалоге. Работа в группах

 

 

 

 

 

 

 

137

А.Гайдар «Чук и Гек». Темы, нравственные проблемы, характеры героев.

1

Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста, пересказывать сюжет по эпизодам. Характеризовать особенности произведения с точки зрения жанра (находить черты сходства с народной сказкой). Находить части текста, которые подтверждают высказанное суждение. Участвовать в диалоге.

 

 

 

 

 

 

 

 

138

Сочинение «С чего начинается Родина».

1

Творческая работа.

 

 

 

 

 

 

 

139

Проверь себя. Стр.171. М.Матусовский «С чего начинается родина»

1

Воспринимать текст на слух. Анализировать текст. Задавать вопросы одноклассникам по содержанию и построению текстов. Воспринимать на слух стихотворение в исполнении учителя. Определять настроение произведения, находить в тексте

отражение авторской позиции. Выразительно читать стихотворный текст

 

 

 

 

 

 

 

140

Обобщающий урок. Презентация проекта.

1

Различать и называть поэтов и писателей, названия произведений. Соотносить авторов и названия произведений, созданных ими. Узнавать произведения по отрывкам

 

 

 

 

 

 

 

                                                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Материально-техническоеобеспечение учебного предмета

 

1.     Литература

СвиридоваВ.Ю. Литературное чтение: Учебник для 2 класса6 в 2 частях.- Самара: Издательство«Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»

Хрестоматияпо литературному чтению для 2 класса. Автор-составитель В.Ю.Свиридова. -Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»

Методическиерекомендации к курсу.

2.      Специфическоесопровождение.

·        Иллюстрациик литературным произведениям

·        Портретыписателей

·        Репродукциипроизведений живописи

·        Магнитнаядоска

·        Персональныйкомпьютер

·        Мультимедийныйпроектор

·        Видеофрагментыи другие информационные объекты. Фрагменты музыкальных произведений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

© barbiya08mailru2012

Бесплатный хостинг uCoz